bergberg: (Viking)
[personal profile] bergberg

Мне очень интересны судьбы известных людей, связанных с Норвегией или со скандинавскими странами.
Недавно всплыло забытое имя - Александра Коллонтай. Оказалось, что она почти 10 лет прожила в Норвегии и 15 лет в Швеции. Ну как не покопаться...

Александра Михайловна Коллонтай (урождённая — Домонтович; 1872-1952).
Член ВКП(б) с 1915 года.
В 1917—1918 гг. была наркомом государственного призрения в первом Советском правительстве, что делает её первой женщиной—министром в истории.
С 1922 года находилась на дипломатической работе. Второй в мировой истории женщина-посол.
1922-1926,1927-1930 - полномочный представитель СССР в Норвегии.
1926-1927 - полпред в Мексике.
1930 - 1945 - посол в Швеции.
По состоянию в 1945 году оставила пост посла, но продолжала числиться советником МИД СССР.
Скончалась от тяжелой болезни в 1952 году в Москве, в возрасте 79 лет.

Даже от прочтения короткой этой биографической справки округляются глаза. Не репрессирована. Не услана от дел. На "заграничной" работе почти четверть века. Умерла от старости и болезни. С 1940 года, после убийства Троцкого, она и Сталин - единственные, оставшиеся в живых из состава первого ЦК.
Так кто же она была - эта дама?

В нескольких словах - о начале ее жизни.

Дворянская дочь из богатой семьи, получившая хорошее образование. Красавица - мужчины стрелялись из-за нее. Родители мечтали о хорошей партии для дочери - тому были все основания. Но она вышла против их воли за бедного дальнего родственника Владимира Коллонтая. Ей было 20 лет.

Фото 1890-х годов.
В браке родился сын Михаил. Но молодая жена и мать недолго вила гнездо. Ее выдули оттуда ветры зарождающейся революции. И занесли прямо в гущу нарождающегося социалистического движения, где она познакомилась со многими будущими его лидерами.
Свободы хотелось будущей Валькирии, свободы от быта, от брака, от обязательств.

Через пять лет после свадьбы Александра Коллонтай ( фамилию первого мужа она оставит себе навсегда)ушла из семьи.
В 1898 г уехала в Швейцарию, чтобы изучать там экономику. Поизучала, поизучала, да и поехала кататься по Европе. Барышня, как мы помним, получила хорошее образование - знала языки, умела общаться, хорошо говорила, легко завязывала контакты. Родители и муж (оформлять развод она пока не стала) продолжали поддерживать ее материально.С такой базой можно многого достичь. Познакомилась , если можно так сказать, со всей прогрессивной Европой того времени. Периодически наезжала в Россию.

Фото 1904 года.
Сына видела урывками, но контакты с ним, все-таки, поддерживала.

Революцию 1905 года встретила в Петербурге, где познакомилась с г.Ульяновым.

А дальше опять ветер странствий погнал мадам Коллонтай по свету. Она колесит по Европе, участвует в различных мероприятиях РСДРП, знакомится с лидерами суфражистского движения.

После начала I Мировой войны переезжает в Швецию. За активную антимилитаристскую пропаганду, в частности, за публикацию антивоенной статьи в одном из шведских журналов в ноябре 1914, она была арестована шведской полицией, доставлена в крепость Мальмё и выслана из страны по личному указу короля Густава V. Поселившись в Копенгагене, Коллонтай наладила тесную связь с Лениным и выполняла его специальные поручения, в частности, две агитационных поездки по США. Вот он, зафиксированный след пребывания будущей валькирии в Скандинавии.

В 1915-1917 годах мадам Коллонтай подолгу живет в Норвегии.
В столице, Кристиании, она всегда останавливается в отеле Holmenkollen turisthotell

Место очень недешевое по тем временам. Вполне возможно, что королевские особы его посещали - неподалеку находится летняя королевская резиденция. В отеле есть т.наз. "Королевский салон"

Видимо, финансово мадам чувствует себя вполне независимо. Она встречается и устанавливвет контакты с членами Рабочей партии и женского движения. В королевский салон их приглашает, что ли? )))
А еще она путешествует по Норвегии.

Фото 1917г.
Г-жа Коллонтай вела дневники всю свою сознательную жизнь. И там не раз встречаются описания полюбившейся ей природы Норвегии.

Я  не упоминаю ничего о частной жизни мадам К в эти годы. Лучше пусть скажут очевидцы.

Из Википедии

Иван Алексеевич Бунин вспоминал в своих записках «Окаянные дни»:
"О Коллонтай (рассказывал вчера Н. Н.): — Я её знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы — «на работу». А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку — и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: «Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!»
«Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирожденных преступниц и проституток».

Питирим Александрович Сорокин в «Страницах из русского дневника» дал следующую характеристику:
«Что касается этой женщины, то очевидно, что её революционный энтузиазм — не что иное, как опосредованное удовлетворение её нимфомании. Несмотря на её многочисленных „мужей“, Коллонтай — вначале жена генерала, затем любовница дюжины мужчин — всё ещё не пресыщена. Она ищет новые формы сексуального садизма. Я хотел бы, чтоб её понаблюдали Фрейд и другие психиатры. Это был бы для них редкий объект».

Вот так вот.

Продолжение следует.

Источники 1,2, 3,4

Date: 2017-05-14 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] suhumchanka56.livejournal.com
Смарика на неё

Date: 2017-05-14 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

На нее? Или на меня? ))

(no subject)

From: [identity profile] suhumchanka56.livejournal.com - Date: 2017-05-14 09:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-14 09:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] suhumchanka56.livejournal.com - Date: 2017-05-14 09:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-14 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

Вот! И это только начало )

Date: 2017-05-14 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pratina.livejournal.com
Помню фильм про нее. И палантин из зайца)))

Date: 2017-05-14 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

Фильм,как я помню, художественный.  Нахудожили там слегка))

Date: 2017-05-14 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] antep-fistik.livejournal.com
Не были ли сии мужчины пристрастны, как бы спрашиваю я)). Не отказала ли она им когда-то?))

Date: 2017-05-14 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

Не думаю))

Date: 2017-05-14 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] antep-fistik.livejournal.com
И да, спасибо, продолжай, очень интересно!)

Date: 2017-05-14 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

Да, продолжу обязательно!

Date: 2017-05-14 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ladariy.livejournal.com
Обалдеть! А что с сыном стало ?

Date: 2017-05-14 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

Вырос, тоже сына родил. Отношения с матерью имели место быть.Подробности будут.

Date: 2017-05-14 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] znaim.livejournal.com
Вот это факты из истории Колонтай -- я думала она прямо ярый борец, а она прямо - ОЙ)) Очень интересно, Элен! Рассказывай дальше!

Date: 2017-05-14 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

Она, конечно, борец. Но очень своеобразный )

Date: 2017-05-14 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] cherryevil.livejournal.com
Вот всегда считала, что супер активная жизненная позиция и участие во всяких подобных программах (сейчас меня закидают помидорами) - это результат банального недо...ба, сорри за мой французский

Date: 2017-05-14 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

У этой дамы всегда был пере. ..б. Ну, по крайней мере, она себе не отказывала))

(no subject)

From: [identity profile] cherryevil.livejournal.com - Date: 2017-05-15 09:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-16 07:25 am (UTC) - Expand

Date: 2017-05-14 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com
Вообще, удивительно, что для характеристики этой необыкновенной женщины, благодаря которой впервые в мире была проведена государственная политика охраны материнства, свободного права на развод, детских садов и яслей, женского образования, женского равноправия, Вы выбрали грязную клевету Питирима Сорокина и Бунина, ее политических врагов. Разве враги говорят обьективные истины? Если бы Христа описывали его ненавистники, какой бы портрет получился?

Кстати, хорошо известно, что когда нападают на женщину из-за ее политической или государственой деятельности, в первую очередь чернят ее честь, говорят о ее нимфомании. Так было со всеми достопримечательными женщинами - от Клеопатры до Екатерины Великой. При этом мужчина-политик может иметь любое количество любовниц, это будут описывать с умилением как свидетельство его мужествености.

Коллонтай устанавливала свободные, открытые миру отношения с мужчинами, а не жила тайно с двумя партнерами, как это делал Бунин, например. Благодаря ей во многом, сейчас множество женщин в Европе имеют возможность устанавливать такие же свободные отношения с мужчинами, сходиться и расходиться по велению сердца, а не гнуться под пудовыми предрассудками, как это было еще не так давно. До конца 1970х годов, например, в Австрии и Испании действовали законы против адьютера ТОЛЬКО ПРОТИВ ЖЕНЩИН. Женщина, у которой был тайный любовник, могла быть осуждена на тюремное заключение, мужчины никогда не осуждались. Слава богу, что сейчас это не так - не надо скрываться, не надо подвергаться остракизму общества, можно следовать велению сердца - именно за эту свободу боролась Колонтай, как она боролась за многие другие права женщин, о которых я уже написала в начале комментария.

И удивительно, что Вы считаете, что речь идет о забытом имени. Об этой женщине и сегодня пишут немало трудов - совсем недавно вышло два исследования, посвященных ей в России. И на Западе множество работ опубликовано о разных аспектах ее деятельности.


Я уехала из России во времена перестройки, тогда много писали о потери исторической памяти. Но такой катастрофы, как сейчас в России, не наблюдалось. Потому что, даже в совестское время люди из интеллигенции помнили и читали запрещенные труды русских богословов, философоов, поэтов. А вот такого абсолютного забвения всего богатства совестской культуры, какое существует сейчас, трудно даже себе представить. Наблюдаю это с горечью - русская культура не обогатилась ранее запрещенными мыслителями, а обеднела потерей огромного пласта совесткой культуры, сращения двух культурных традиций не произошло, по-прежнему одна часть вытесняет и преследует другую.

Date: 2017-05-15 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Я думаю, у вас есть много поводов написать пост о Коллонтай с вашими мыслями о ней. А я с превеликим удовольствием и прочту, и сделаю перепост у себя в журнале.

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2017-05-15 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-15 06:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-14 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com
Чой то не вижу я ангелоподобной красоты. Мышь какая то мымристая

Date: 2017-05-15 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Ну, на первом фото - вполне ничего. А потом - некогда было))

Date: 2017-05-14 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzulka.livejournal.com
Ой, я про нее книгу читала в институте, там все так пристойно и все далеко от правды.

Date: 2017-05-15 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
А кто в советские времена был горазд осуждать б.члена правительства?))

(no subject)

From: [identity profile] kuzulka.livejournal.com - Date: 2017-05-15 08:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-15 08:51 am (UTC) - Expand

Date: 2017-05-14 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] olenka-ion.livejournal.com
Интересная судьба. Люблю читать о жизни знаменитых людей.

Date: 2017-05-15 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Я тоже. Но затягивает)))

Date: 2017-05-14 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com
Вот так-так... Типа, страшная сила - сублимация? Ну, если даже того, что было, ей, якобы, было мало... Кстати, "стакан воды" пресловутый - это же её авторства цитатка? Незаурядная женщина, но я, наверное, далека от эстетического восприятия людей начала уже прошлого века - убейте, но красавицы я на фото не вижу (собственно как и на блядских фото Лили Брик - ну, висят груди без белья, ну, видно, "откуда дети берутся" - и что?).. Что доказывает в очередной раз: внешность не является самым важным фактором в восприятии человека и даже женщины :)

Date: 2017-05-14 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] lgabriel.livejournal.com
Я влезу без спросу, можно? Читала когда-то ее биографию, не помню, чьего авторства. Там про этот самый "стакан воды" было, но когда она застала своего любовника в постели со своей же внучкой, то сцену устроила знатную, никакой "стакан" не помог.

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-15 06:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2017-05-15 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-15 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2017-05-15 06:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lgabriel.livejournal.com - Date: 2017-05-15 09:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-16 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lgabriel.livejournal.com - Date: 2017-05-16 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-16 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lgabriel.livejournal.com - Date: 2017-05-16 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-15 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2017-05-15 11:17 am (UTC) - Expand

Date: 2017-05-14 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] natalia ganitseva (from livejournal.com)
Жду продолжения ! Заинтриговала !!!

Date: 2017-05-15 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Вот соберусь только))

Date: 2017-05-14 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
"Каменты" Питирима Сорокина и Бунина (хоть и люблю его, но он та ещё дрянь) - адский сексизм, мерзость нереальная. Всех суфражисток так же прикладывали. Но мы, женщины, как раз благодаря им сейчас занимаем положение людей, а не домашнего скота.

Date: 2017-05-15 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Отрицательное - это тоже мнение. Причем, мнение современников. Ну вот так думали о Коллонтай эти люди. Цитата, ссылка. И поделать с этим ничего нельзя. Все претензии - Бунину))
Возможно , даже интересно читать такие характеристики. Чтобы понять, какова сила личности, сумевшей вопреки таким мнениям делать то, что считала нужным.
А у меня вообще другая задача. Мне интересно, что Коллонтай делала в Норвегии/Скандинавии. Я вот раскопала в норвежских источниках название отеля, где она останавливалась. И отель стоит до сих пор! И я теперь постараюсь туда съездить и посмотреть, что там осталось от начала прошлого века.
И еще пара фактов у меня припасена чисто норвежских, про которые обязательно напишу. Про личную жизнь упоминать придется, конечно, но ссылки на источник мнения дам обязательно))

Date: 2017-05-14 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lgabriel.livejournal.com
То-то на заглавной фотографии смотрю, лицо знакомое! "Посол Советского Союза" любимый фильм был когда-то, и Юлия Борисова была чудо как хороша там :)) Король Густав тоже, если я не ошибаюсь, присутствовал. А я выросла на улице Коллонтай :Ь

Date: 2017-05-15 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
В фильме, как я понимаю, было довольно много исторических неточностей. Самое быстрое, что могу вспомнить - сын ее по фильму погиб, а на самом деле остался жив.

(no subject)

From: [identity profile] lgabriel.livejournal.com - Date: 2017-05-15 09:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-16 07:28 am (UTC) - Expand

Date: 2017-05-14 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] barbro.livejournal.com
какие интересные люди делали революцию, какими неожиданными местами

Date: 2017-05-15 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
В революцию втянуло многих, да... И далеко не все были такими безобидными на самом деле, как мадам К. Ее-то как раз можно вспоминать позитивно. Соседка твоя была ведь! В Мальмё в тюрьме сидела))

(no subject)

From: [identity profile] vilda-brynhilda.livejournal.com - Date: 2017-05-15 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-16 07:31 am (UTC) - Expand

Date: 2017-05-15 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] tvzm.livejournal.com
спасибо, Лена, за просвещение.))) И правда интересно.

Date: 2017-05-15 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Да не за что! Мне самой интересно. Я очень мало знала о Коллонтай.

Date: 2017-05-16 01:33 am (UTC)
From: [identity profile] nelenaa.livejournal.com
думаю все истовые были/есть немного контуженые в сексуальной сфере.
это же всё энергия. куда её девать то!? секс помогает избавляться от разрывающих бесов.

Date: 2017-05-16 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Эту бы энергию - да в мирных целях)))

(no subject)

From: [identity profile] nelenaa.livejournal.com - Date: 2017-05-16 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-17 03:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nelenaa.livejournal.com - Date: 2017-05-17 04:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-16 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] lana-ustinov.livejournal.com
Как интересно! У меня был хорошие знакомый (коллега - громко сказано), композитор, который до какого-то года носил простую русскую фамилию, а в конце 80-х стал К., и никто иной. Я тогда еще подумала, про родственные связи, не такая уж частая фамилия для русских (что еще думать!?:)). Но спросить не решалась. А потом он вообще на Тайвань уехал, и контакт оборвался. В общем, меня линия про сына очень интересует!

Date: 2017-05-28 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] larrym07.livejournal.com
Конечно, женщина умная. По крайней мере не бросилась под поезд, как некоторые. ))

Date: 2017-05-28 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Она под поезд??? Нет, это не про нее!)))

(no subject)

From: [identity profile] larrym07.livejournal.com - Date: 2017-05-28 04:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bergberg.livejournal.com - Date: 2017-05-28 04:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-05-28 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
да у нас любили из нее героиню сделать))
Фильм хороший получился

Date: 2017-05-28 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com
Фильм сам по себе хороший, и Юлия Борисова красивая. Но не все факты имеют к Коллонтай прямое отношение)

August 2017

S M T W T F S
   1 2 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 03:56 am
Powered by Dreamwidth Studios